Полная версия

Подтекст Указа: анализ версий

  15 мая 2019, 10:56 676

1.

Политика Кремля по отношению к восставшему Донбассу полна неожиданностей и вот уже несколько лет вызывает разные кривотолки.

Не стал исключением и указ, подписанный президентом РФ 24 апреля. Суть его общеизвестна. «В целях защиты прав и свобод» граждан Украины, оказавшихся на территориях, неподконтрольных Киеву (в указе они именуются «отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины»), эти граждане смогут получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Имеется в виду, что без обязательного пятилетнего проживания на территории России и сдачи экзаменов, предусмотренных российским законодательством. Жителям этих районов Донбасса (а точнее — гражданам непризнанных ДНР и ЛНР) будет достаточно подать в органы МВД РФ в соседней Ростовской области ряд документов, главные из которых — заявление и украинский паспорт с пропиской в названных районах Донецкой и Луганской областей (свой «синий» паспорт они, кстати, все равно сохранят даже в случае выдачи российского, «красного»). Можно воспользоваться и другим удостоверением личности (очевидно, намек на паспорта ДНР и ЛНР). Через три месяца со дня подачи заявление будет рассмотрено, и, возможно, просьба будет удовлетворена.

В специальном интервью президент Путин подробно разъяснил эту свою инициативу. По его словам, она носит исключительно гуманитарный характер: «…люди, проживающие на территориях Донецкой республики или Луганской республики… лишены очень многого, лишены элементарных человеческих прав…» Киев не желает выполнять социальные обязательства по отношению к своим гражданам, оставшимся на неподконтрольной ВСУ территории. Также он не выполняет прописанные в минских соглашениях требования об амнистии участников боевых действий со стороны Донбасса, которых официальные власти Украины продолжают именовать «террористами». Указ от 24 апреля призван облегчить положение русских и русскоязычных жителей областей. Они смогут получать пенсии, полноценную медицинскую, социальную помощь, беспрепятственно пересекать российско-украинскую границу, у них будут гарантии в случае преследования со стороны украинских репрессивных органов.

Путин указывает, что точно такую же политику ведут другие страны, в том числе входящие в Евросоюз. Он заявил: «Дает паспорта Венгрия, паспорта выдает Румыния… В этой связи у меня возникает вопрос: а чем же русские, проживающие на Украине, хуже румын, поляков или венгров?»

Через несколько дней последовал еще один указ (от 1 мая 2019 года), который предоставил право на упрощенное получение гражданства РФ гражданам Украины и лицам без гражданства, жившим в Крыму до 2014 года, но потом выехавшим за его пределы (а также их родственникам), потомкам представителей «депортированных народов», являющимся иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также украинцам, оказавшимся в России после 2014 года, и выходцам из некоторых восточных государств, бывшим гражданами СССР.

Собственно, второй указ отчасти подтверждает заявления Путина о том, что вся эта серия указов имеет гуманитарные цели. Редко какая прямая линия президента обходилась без жалоб беженцев из Донецкой и Луганской областей на волокиту при предоставлении российского гражданства. Касалась эта волокита и бывших советских граждан — выходцев из стран Востока.

Далее, среди тех, кто бежал из Крыма на Украину после 18 марта 2014 года, также немало людей, кто пожалел о своем выборе и хотел бы вернуться в российский Крым, но на правах не беженцев, а граждан России. Наконец, президент в очередной раз показывает крымским татарам доброжелательное отношение к ним со стороны Российского государства. Все это просто замечательно. Но разъяснения президента и сухой текст указов закономерно не удовлетворили ни экспертов-политологов, ни многих простых россиян. Немалое число людей по обе стороны российско-украинской границы, да и на Западе увидели помимо гуманитарной составляющей скрытый политический подтекст указов. И это неудивительно. Ведь указы были подписаны аккурат после появления на Украине нового президента, и вряд ли это случайность. Кроме того, в 2017 году Путин уже выпустил один указ, признающий паспорта ДНР и ЛНР, и значит, жители республик с этими паспортами и так были уже защищены.

Также сразу после присоединения Крыма уже был принят закон о реабилитации крымских татар и других «депортированных народов». Отношение к крымским татарам было обозначено. Желающие жить в России крымские татары получили немалые льготы, что же касается остальных, то вряд ли Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров побегут в Крым за российским паспортом и льготами…

Наконец, еще в декабре 2018 года в Госдуму вносился проект об упрощении получения гражданства РФ для беженцев с Украины. Тогда законопроект был заблокирован представителями правительства, которые заявили, что любой беженец и так без проблем получает вид на жительство в РФ, если только он не занимается антигосударственной деятельностью. Возражения президента не воспоследовали. И вдруг — такая забота о бедных донетчанах и бывших крымчанах…

Как тут политологам не задуматься?

Обилие выдвинутых версий, разумеется, соответствует градусу накала эмоций. Но основных версий немного. Обратимся к ним, акцентируя внимание, конечно, на указе от 24 апреля (указ от 1 мая — это, очевидно, дополнение).


2.

Первая и наиболее распространенная версия — руководство России таким образом готовит вхождение «русского Донбасса» в состав РФ. Об этом открыто говорят и киевские «ястребы», и националистические и русофобские СМИ на Украине и «желтые» СМИ на Западе. Но то же самое твердят, лишь в других выражениях, и пророссийские активисты в самом Донбассе и интернет-сайты русских национал-патриотов. Только на Украине это называют «продолжением ползучей аннексии» и «гибридной войны», а в Донецке и в среде националистической оппозиции в Москве — «еще одним долгожданным шагом к воссоединению разделенного русского народа».

Вместе с тем такая трактовка указа противоречит фактам. Официальный Кремль никогда не признавал ДНР и ЛНР, всегда продолжал называть их территорией Украины, а их жителей — гражданами Украины. Самое большее, чего он требовал от Киева, — признания особого статуса неподконтрольных территорий и выполнение минских соглашений, в которых тоже, кстати, ДНР и ЛНР не упоминаются (там фигурирует та же формулировка «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины»), и речь идет о возвращении этих районов под контроль Киева и ВСУ, но без геноцида по отношению к восставшим пророссийским активистам (так, там предусмотрена амнистия для участников конфликта со стороны Донбасса).

И даже сейчас, в указе от 24 апреля, никакие ЛНР и ДНР не упоминаются, а снова говорится о тех же «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». То есть президент Путин и российское руководство еще раз подчеркивают, что никаких самопровозглашенных республик они не признают и считают весь Донбасс украинской территорией. Более того, «отдельными районами Донецкой и Луганской областей» (сокращенно — ОДЛО) ДНР и ЛНР именуются в официальных украинских документах и прессе, где даже намек на какие-то «республики» рассматривается как посягательство на целостность государства Украина. Киевские эксперты уже обратили внимание на то, что в указе Путина употребляется формулировка украинской власти (в частности, об этом сказал украинский политобозреватель Алексей Кафтан в интервью «Открытым медиа»).

Кроме того, официальная Москва пояснила, что выдача паспорта гражданина РФ вовсе не требует отказа от украинского гражданства. Значит, речь идет об украинских гражданах, желающих получить второе гражданство (которое, впрочем, по законам Украины запрещено). Пример Путина с выдачей Польшей паспортов своим соплеменникам в соседних странах также подтверждает сказанное — поляки ведь никоим образом не претендуют на территориальную целостность этих стран.

Итак, ни о какой подготовке к присоединению Донбасса к России и речи быть не может. Многолетняя политика Кремля по отношению к ДНР и ЛНР не изменилась ни на йоту: республики не признавать и считать их территории территорией Украины, а их граждан — гражданами Украины (с той лишь поправкой, что теперь эти граждане добровольно могут получить российское гражданство).


3.

Вторая версия сводится к утверждению, что президент России таким образом пытается спасти жителей пророссийского Донбасса и прежде всего русских и русскоязычных людей, живущих там, от военной агрессии Украины.

Впрочем, о спасении говорят лишь российские СМИ, украинские газеты, журналы и телеканалы называют это попыткой «политической заморозки» конфликта. В подтверждение указывают на пример Абхазии и Южной Осетии. Там Россия также активно выдавала свои паспорта желающим. К 2006 году 96% граждан Южной Осетии были уже гражданами России. А в августе 2008-го, после попытки Саакашвили захватить непокорные анклавы, Россия провела «операцию по принуждению к миру». Мотивировала она это тем, что от действий Тбилиси пострадали российские граждане. Итогом стало признание Москвой Абхазии и Южной Осетии и фактическая (но не юридическая) их ассоциация с РФ.

Однако и эта версия вызывает сомнения. Наиболее благоприятные условия для введения российских войск на территорию Донбасса Кремль имел в 2014 году, когда конфликт находился в горячей фазе. В Донбассе гибли люди, прежде всего мирные жители. Кстати, некоторые из них были гражданами России (это уже не говоря о добровольцах — гражданах России, наличие которых не отрицала даже официальная Москва). На руках у президента Путина было разрешение Совета Федерации на использование вооруженных сил страны за границей (которого, кстати, не имел Медведев в 2008 году). Наконец, Запад еще только начал вводить свои санкции, их объем был тогда непонятен и у Кремля была надежда, что удастся договориться как минимум с Евросоюзом. Однако Путин даже в тех условиях не пошел на «операцию по принуждению к миру» типа абхазской. С чего же мы решили, что он решится на это сейчас, когда ситуация кардинально изменилась? Санкции Запада становятся все жестче и жестче, а перспектива примирения, которое так необходимо прежде всего экономической «элите» России, — все более туманной.

Ввод войск в Донбасс означает для этой «элиты» фактически полный разрыв с Западом, где у них акции, капиталы, недвижимость, семьи. «Звоночки» по отношению к некоторым олигархам, скажем Дерипаске, уже прозвучали. Пойдет ли на это человек, чье окружение — от пресс-секретаря до провластных журналистов — нашпиговано гражданами стран Запада? Вопрос риторический.

Кроме того, в 2008 году была совершенно другая экономическая ситуация. Россия, поправившаяся на «длинных» нефтедолларах, с легкостью «переварила» около 300 тысяч новых граждан (таково суммарное население Абхазии и Южной Осетии). В Донбассе проживает около 4 миллионов человек. Это почти в 2 раза больше, чем в Крыму, а присоединение Крыма, что ни говори, тяжелой ношей легло на экономику России и так измученную мировым кризисом и санкциями. Простые граждане это чувствуют, каждый день заходя в магазины и глядя на ценники или слушая излияния Соловьева и Киселева о том, что хорошо бы поработать еще 5 лет после пенсионного возраста. Как отреагирует «электорат нацлидера» после непопулярной пенсионной реформы на появление еще около миллиона российских пенсионеров? На новые налоги, введенные для поддержания Донбасса? А ведь если Россия введет туда войска, то фактически это будет часть России, а жители региона станут полноправными гражданами РФ. Взять с них будет нечего — экономика Донбасса разрушена, а вливаний туда потребуется огромное количество.

Впрочем, такой интерпретации событий также противоречат факты. Корреспонденты неподконтрольных Кремлю СМИ, работающие в Луганске и в Донецке, вроде Росбалта, заявляют, что речь не идет о выдаче российских паспортов всем желающим. Это и невозможно, потому что для этого желающие должны выехать в Ростовскую область, а пропускные способности пунктов на границе невелики. Сами жители ДНР и ЛНР утверждают в интервью, что паспорта будут выдаваться в первую очередь военнослужащим ДНР и ЛНР, а также госслужащим непризнанных республик (и более того, что военнослужащих предупредили об этом аж за два месяца до опубликования указа).

Кроме того, Путин заявил в интервью, что разговоры о непомерных расходах на паспортизацию Донбасса — «страшилки». Якобы это потребует лишь 100 миллиардов рублей в течение нескольких лет, что президент назвал «не такой уж огромной суммой». Если разделить эти 100 миллиардов на 4 миллиона жителей, то получается действительно смешная сумма — 25 тысяч рублей на каждого (и это без учета расходов на бывших крымчан и афганцев с сирийцами). 25 тысяч на каждого — и не в месяц, и даже не в год. Ясно, что такое абсолютно невозможно, если бы Кремль планировал наделить паспортами всех жителей ЛНР и ДНР. Очевидно, речь идет лишь об очень небольшом их числе.

К тому же желающим получить российский паспорт нужно будет заплатить от 10 до 15 тысяч российских рублей. Для донетчан, которые получают в месяц и 8, и 6, и 5 тысяч, это сумма просто неподъемная. Зато военные, милиция, чиновники ЛНР и ДНР могут рассчитывать на помощь бюджета, ведь и паспорта ЛНР и ДНР они получали, как отмечают сами донетчане, в централизованном порядке, по месту работы, без стояния в очередях и дорогих пошлин. Собственно, в Донбассе с самого начала ходили слухи, что обладателями российского паспорта станут лишь те, кто получил паспорт ДНР и ЛНР. Это, кстати, 15% всего населения республик и в основном чиновники непризнанных государств. Путинских 100 миллиардов на их паспортизацию и последующее соцобеспечение по российским стандартам вполне хватит.

Отсюда простой вывод: ни о каком абхазском варианте речи тоже не идет. Ведь если паспортизацией будут охвачены не все жители республик, а лишь процентов 10–15 (в отличие от Абхазии и Южной Осетии, где к 2008 году практически 100% жителей получили российские паспорта), то в случае военного конфликта легче будет их просто эвакуировать, чем вводить войска.


4.

Третья версия высказывается редко и звучит в общем информационном шуме не очень громко. Зато озвучивают ее люди, имеющие некоторые связи в кругах московской элиты, такие, например, как журналист Кашин. К тому же она хорошо объясняет, почему в первую очередь получателями паспортов РФ должны стать военнослужащие и чиновники ДНР и ЛНР. То есть люди, которые неизбежно пострадают после фактического, а не декларативного возвращения региона в состав Украины.

Проницательный читатель, конечно, уже догадался, что имеется в виду. Вполне возможно, утверждают сторонники этой версии, Кремль готовится к «сдаче Донбасса». К власти на Украине пришел новый президент. С Порошенко кремлевские власти договариваться не хотели принципиально: его показная русофобская позиция закрывала возможность любых личных контактов. Зеленский в этом смысле выглядит гораздо пристойнее. Крупный бизнес, окружающий современную российскую власть, а отчасти и инфильтрованный в нее, жаждет нормализации отношений с Западом. Думается, они готовы к тому, что они называют «разумным компромиссом». Но и в Кремле, и в европейских столицах понимают, что «сдача Крыма» для российских властей будет равносильна политическому самоубийству (которое, вопреки завываниям нашей пропаганды, в Европе никому не нужно, ибо режим исправно поставляет в Евросоюз углеводороды). А вот Донбасс вполне может стать «разменной монетой».

Все, конечно, осознают, что украинское руководство находится в тяжелой зависимости от отморозков-националистов, батальоны которых размещены на востоке страны.

В случае перехода республик под контроль Киева сдержать этих отморозков не будет никакой возможности. Поэтому, чтобы избежать совсем уж одиозных сцен массовых убийств по политическим мотивам, все, кому Украина не захотела предоставить амнистию, будут эвакуированы в РФ как граждане России. Про остальных официальная российская пропаганда скажет, что это люди, которые сами захотели остаться гражданами Украины…

Впрочем, нельзя исключить вариант, что в случае вооруженного вторжения Киева и простые люди в массовом порядке побегут на территорию России и получат тут гражданство в упрощенном порядке. Тогда и Москва, и Киев тоже решат свои проблемы. Украина получит территории без населения и сможет реализовать свой давний проект заселения востока выходцами из наиболее антирусски настроенных западных областей. Россия получит около 4 миллионов новых граждан — культурно близких, без языковых проблем, но готовых работать за гораздо меньшие деньги (средняя зарплата в Донецке — 8 тысяч российских рублей). Они заменят гастарбайтеров из Азии. Кстати, наши власти в лице господина Травникова — председателя созданной в марте рабочей группы по вопросам миграции — уже озвучивали количество необходимой экономике России рабочей силы. Цифра подозрительно напоминает число жителей ЛНР и ДНР — около 4 миллионов человек. При этом Травников не скрывал, что Россия заинтересована в выходцах с Украины… Да и второй указ Путина, возможно, направлен на это же…

Против этой версии свидетельствует лишь риторика наших телепропагандистов, которые любят порассуждать о «русском мире» и героических защитниках Донбасса. Однако реальная политика Москвы по отношению к непризнанным республикам совершенно противоположна этому пафосу телевитий. Только недолгий период — несколько месяцев 2014 года — наши официальные лица всерьез рассуждали о проекте «Новороссия» и о «русском востоке Украины», отделившемся от «нэньки». Однако подавление восстаний во всех областях юго-востока, кроме Донецкой и Луганской (и прежде всего в Харьковской), все резко изменило. На российских телеканалах новости из Донецка, под которыми еще недавно висела надпись: «ДНР», стали сопровождаться надписью: «Донецкая область, Украина», а политиков и военных ДНР стали именовать «сторонники федерализации Украины», хотя они как минимум выступали за независимость республик. Тогда же президент Путин откровенно предостерег донетчан проводить референдум о независимости, а когда они, не послушавшись, провели его, отказался признавать его результат.

Минские соглашения также фактически были попыткой передать восставшие регионы Киеву. Если внимательно прочитать текст этих соглашений, то станет ясно, что их главная цель — возвращение Донецка и Луганска в состав Украины на весьма выгодных для Киева условиях. Киевским политикам нужно было лишь сделать вид, что они предоставили донетчанам минимальный особый статус и объявили амнистию, и над обладминистрациями Донецка и Луганска снова поднялись бы желто-голубые флаги. Причем, даже если бы потом правозащитники стали заявлять, что закон об амнистии не выполняется, а автономия области дутая, ни в европейских столицах, ни в Кремле их бы, скорее всего, не услышали. Но Порошенко и киевская «партия войны» настолько остервенели, что не дали Путину и Медведеву избавиться от Донбасса «красиво», сохранив реноме миротворцев. Они соглашались лишь на военное решение вопроса и на публичную расправу над лидерами восстания. Поэтому «минская капитуляция» не свершилась.

Теперь — другое дело. Президент Зеленский, в отличие от Порошенко, бизнеса на войне не делает и в продолжении операции не заинтересован. Поэтому можно ожидать перехода Донетчины под контроль войск ОНН (а фактически стоящих за ними ВСУ), эвакуации госслужащих ЛНР и ДНР как граждан России и «решения проблемы Донбасса» под громкие заявления наших телевитий об «успехах» российской дипломатии…

Впрочем, даже если сторонники этой версии правы, такое развитие событий еще можно предотвратить. «Кремлевским мудрецам» ведь надо, чтобы народ не понял истинного смысла очередной политической спецоперации. Если граждане начнут догадываться о настоящей подоплеке, возможно, ее разработчики дадут «задний ход».

Рустем Вахитов


Автор Рустем Ринатович Вахитов — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Башкирского государственного университета, г. Уфа., исследователь евразийства и традиционализма, замечательный политический публицист и мыслитель.

Источник
Похожие новости
12/05/2019, 22:56 823
15/05/2019, 10:56 676
13/05/2019, 16:56 502
Новости партнеров
Загрузка...